«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством. Мы не должны забывать о своём культурном  прошлом». Д. Лихачёв.




   Мы, городские жители, находясь в своих квартирах, перестали ощущать великую радость пребывания  в нашем общем доме – Природе. Потеря природных связей уносит не только физическое, но и душевное здоровье, разрушает наши нравственные устои. И здесь есть чему поучиться у наших предков.

   Если обратиться к годовому кругу календаря, то становится очевидным тот факт, что дети внесли свой собственный вклад в русскую культуру и сохранение традиций русской духовности.

   Участие детей в православных праздниках и календарных обрядах, в игровом и обрядовом фольклоре открывает целый мир детского творчества. Деревенские ребята участвовали почти во всех календарных праздниках, где им отводилась особая роль. Чаще всего дети были предвестниками важных событий в жизни сельской общины. В дни зимнего солнцеворота, на Святках дети кликали Коляду, славили Рождество, потом встречали «широкую гостью Масленицу», закликали солнышко и весну с жаворонками, на Троицу завивали берёзку.

   Приобщение дошкольников к русской народной культуре даёт возможность современным детям окунуться в мир детства прошлых поколений, гармонично совместить музыкальный, устный, игровой фольклор и прикладное детское творчество.

   И, может быть, пока наши дети гадают на ромашке, просят улитку «высунуть рога», а божью коровку «улететь на небко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

                           

Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества.

Цель: активизировать организаторские и творческие способности музыкальных руководителей, способствующие повышению профессиональной компетенции.

 

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство».

  Руководители программы: Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,

О.В.Солнцева.

  Данная программа разработана на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное детство» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

   Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, поскольку, ребёнок изначально толерантен. Поэтому компонентами содержания социального развития становятся толерантность, патриотизм, гражданственность  и этнотолерантность, которые формируются целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения ребёнка в культуру.

   Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников

   Наиболее ценной для воспитания и обучения ребёнка становится духовная культура и особенно искусство. Произведение разных видов искусства близки эмоциональной природе ребёнка, его способности мыслить образами и выражать своё отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.

 Наиболее доступными  для дошкольников являются:

  • Народная игровая культура. Народные игры разных видов: подвижные игры и состязания, сюжетные, хоровые и словесные, народная игрушка, народный праздник, народный театр. Традиционно народная игровая культура рассматривается как средство вхождения ребёнка в пространство родной культуры, что способствует ознакомлению детей к истории развития человечества, воспитанию толерантного отношения к разным народам, их поликультурному развитию.
  • Устное народное творчество. Фольклорные тексты естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную). Произведения устного народного творчества содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали и пр. Их освоение помогает понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей.
  • Декоративно- прикладное искусство. Знакомство со спецификой народных декоративных промыслов разных культур позволяет увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от внешних особенностей жизни этноса (среды обитания). Возможность наблюдать, участвовать в создании предметов народных традиций делает этот процесс увлекательным и полезным для ребёнка.
  • Поликультурное пространство музея. Современные технологии делают доступным процесс приобщения детей к разным культурам в условиях музея. Возможно использование элементов музейной педагогики в ДОУ за счёт организации и деятельности детского мини-музея.

   Освоение задач воспитания этнотолерантности у дошкольников осуществляется в разных видах совместной и  самостоятельной деятельности:

  • Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видео, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок.
  • Знакомство с устным народным творчеством, народными игрушками, народным музыкальным и изобразительным искусством, народными праздниками.
  • Обсуждение реальных специально созданных ситуаций.
  • Метод проектов. (Собирание коллекций, альбом «Мы разные»,  создание мини-музея)
  • Праздники (народные и обрядовые), театрализованные музыкальные   развлечения, семейные вечера.

   Итоги освоения содержания программы.

  • Ребёнок проявляет интерес к национальному разнообразию людей своей страны, мира, стремится к знакомству с их культурой.
  • Ребёнок относит себя к определённому этносу, имеет представление об особенностях этого этноса.
  • Знает название нескольких этносов России, стран мира, называет особенности внешнего вида, произведения народного творчества, народных игр, игрушек.
  • Положительно высказывается о представителях разных народов, толерантно относится к детям других национальностей.

 С удовольствием рассказывает о своих друзьях.

  • Знает способы налаживания общения и использует их при решении проблемно- игровых и реальных ситуаций взаимодействия.
  •  С удовольствием участвует в разных видах деятельности на материале народной культуры (праздники, театральные постановки, проекты, оформление выставок).

« …самым высоким видом искусства, самым талантливым, гениальным           является народное искусство, то, что запечатлено народом, что народом     сохранено, что народ пронёс через столетия… в  народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».  

                                                                              М.И. Калинин.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

   В настоящее время, в эпоху стремительно изменяющегося мира, в период, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает  «инородная» культура, стираются понятия «добра и зла», и происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости, соучастия.

   Как вместить все эти понятия в маленького человека с несформировавшейся психикой, как донести до него что такое «нравственность», «духовность», «патриотизм».

   Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.

   Значит,  одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении,  в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт своего народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, ребенок, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык,  и происходи наилучшее проникновение в его сознание.

   Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего

прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

   Задачами  духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников являются:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;Хочу такой сайт

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

   Как мы видим, приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие всех педагогов ДОУ: воспитателя, музыкального руководителя, других педагогов, родителей, а так же зависит от их уровня профессионального мастерства и творчества.

   Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актёрским мастерством, выразительностью речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью, а так же:

   - доброжелательно относился к инициативе ребёнка

   - одобрял его инициативу

   - предоставлял возможность к самостоятельным действиям

   - создавал условия для этих действий      

   Именно в детстве зарождается любовь к Родине. Она начинается в семье и выражается отношением к самым близким людям. Любовь к окружающим людям, родным местам, Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, что вызывает в его душе отклик. От этого зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому так важно формировать чувство сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины.

   Огромную роль в приобщении к истокам русской народной культуры играет знакомство с поэтическим, музыкальным, народным творчеством, с декоративно-прикладным искусством.

   Интерес к фольклору – это интерес к своей истории, к жизни народа в разные времена. Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности.

«Фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость».

Жанры детского фольклора.

   Русские загадки – это выдумка, остроумие и меткая разговорная речь, умственная гимнастика, соревнование на смекалку. Они помогают развивать наблюдательность, любознательность, познавать богатство русского языка.

   Пословицы и поговорки – это народная мудрость. Они кратки, выразительны, приобщают к светлым мыслям, тонким чувствам, учат ценить честность, справедливость, трудолюбие, взаимопомощь, смелость и дружбу.

   Малые формы детского фольклора – ( потешки, считалки, прибаутки, дразнилки), сказки, песни, народные игры, хороводы дают возможность соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. Они удовлетворяют детскую потребность в радости, развивают воображение детей.

   Припевки, колядки, скороговорки, заклички – содержат в себе элементы игры. Все они развивают дыхательный аппарат, дикцию, темп речи, помогают окрепнуть детскому голосу, обогащают речь.

   Игровые и плясовые песни – яркие,  напевные, поэтические, имеют элементы игры, сопровождаются действием. Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Она обогащает музыкальными образами, формирует художественный вкус ребёнка, пополняет речь ребёнка типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Их можно петь в разных тональностях, цепочкой, диалогом, прохлопывать ритмический рисунок, исполнять в сопровождении русских народных инструментов.

   Русские народные игры – содержат в себе короткие песенки или песенные диалоги. («Я на камушке сижу», «Бабушка Маланья», «Пахари и жнецы»,  и т. д.). Иры с пением имеют важное значение в музыкальном воспитании детей: развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением. Игры с пением могут проводиться без музыкального сопровождения,  вне музыкального занятия под руководством воспитателя.

    Словесные игры – требуют сообразительности, внимания, настойчивости.   ( «Да-нет», «Фанты», «Молчанка»), учат соблюдать правила, развивают воображение, умение находить правильное решение.

   Подвижные игры – отражают национальные черты, бытовой уклад, мировоззрение народа, рассказывают о его истории. («Гуси-гуси», «Прятки», «Жмурки», «Гори ясно», «Два Мороза», «Колечко», «Краски»).

   Народные игры сочетают в себе отдых и компенсацию недостаточных нагрузок:  физических, умственных, эмоциональных. Именно игровая форма способствует освоению детьми фольклорного языка.

   Русский хоровод – это жанр, в котором поэтическое и музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действия. В них воспевается природа: широкие луга, травушка-муравушка, кудрявая берёзонька, цветущая калина. Игры- хороводы помогают представить себя сильным, метким, ловким, развивают сообразительность и смекалку, дают почувствовать себя певцами и танцорами, трудолюбивыми молодцами и красными девицами. («Во поле берёза стояла», «Травушка-муравушка», «Вейся капустка», «Калина»)

   Народные игры-хороводы образны. Они развивают у ребёнка ловкость, осторожность, создают определённый эмоциональный настрой. Народные мелодии хороши  своей простотой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыке. («Плетень», «Каравай», «Патока с имбирём»)

   Русский народный танец – это непросто набор жестов,  движений и поз – это рассказ в музыке и движениях, то есть танец имеет сою сюжетную линию. Каждая поза, жест, взгляд имеют смысл и передают определённые отношения танцующих,  которые и раскрывают сюжет танца.

   Сказка – древний вид словесного творчества народа. Проходят века, а народная сказка продолжает жить. Она источник радости, мудрости, а так же увлекательное произведение позволяющее разобраться во взаимоотношениях героев и понять мотивы поступков.

   Сказка – это ориентир отношений к человеческим ценностям, добродетелям, пониманию добра и зла, честности и обмана, правды и лжи, простодушия и обмана, трудолюбия и лени, любви и ненависти. Сказка знакомит детей с традициями, обычаями народа, национальными праздниками, одеждой, предметами быта и т. д. В сказках отражена историческая жизнь народа, его характер, язык. В них  утверждаются высокие нравственные принципы – уважение к человеку, трудолюбие, любовь к родной земле, скромность, честность, гостеприимство, доброта.

   Виды сказок:

 - Сказки о животных возникли, когда люди жили охотой, отражают верование народа, имеют магический характер. Под животными подразумеваются люди.

- Волшебные сказки отражают мечты людей о лучшей жизни (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка). Волшебные сказки – это борьба добра и зла, преодоление препятствий, победа добра над злом.

- В бытовых сказках события происходят в реальном мире. В них высмеивается жадность, скупость, глупость, лень, капризы. Они воспевают сообразительность, ловкость, скромность.

  Декоративно- прикладное искусство – с ним знакомятся дети на занятиях, на которых  получают  первые представления о художественной культуре своего народа (костюм, посуда, игрушки, роспись и т.д.)

   В основе планирования  по знакомству дошкольников с народным творчеством - народный и православный календарь – живое отражение всей жизни русского народа. Народный календарь складывался веками и включил в себя наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило её.

   Успех проведения народного праздника в детском саду зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Поэтому важно разъяснить ребёнку как возник и в чём смысл и идея проводимого праздника, необходимо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свою любовь, подобрать слова, которые тронули бы каждого ребёнка.

Заключение.

   Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря русским народным традициям, в доступной форме, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовно-нравственных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

   «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от тог, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                                       В.И. Сухомлинский.

Контакты

624190, Свердловская область, Невьянский район, с. Шурала, ул.Советов, д.6

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.