Русское народное творчество в жизни дошкольника.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом». Д. Лихачёв.
Мы, городские жители, находясь в своих квартирах, перестали ощущать великую радость пребывания в нашем общем доме – Природе. Потеря природных связей уносит не только физическое, но и душевное здоровье, разрушает наши нравственные устои. И здесь есть чему поучиться у наших предков.
Если обратиться к годовому кругу календаря, то становится очевидным тот факт, что дети внесли свой собственный вклад в русскую культуру и сохранение традиций русской духовности.
Участие детей в православных праздниках и календарных обрядах, в игровом и обрядовом фольклоре открывает целый мир детского творчества. Деревенские ребята участвовали почти во всех календарных праздниках, где им отводилась особая роль. Чаще всего дети были предвестниками важных событий в жизни сельской общины. В дни зимнего солнцеворота, на Святках дети кликали Коляду, славили Рождество, потом встречали «широкую гостью Масленицу», закликали солнышко и весну с жаворонками, на Троицу завивали берёзку.
Приобщение дошкольников к русской народной культуре даёт возможность современным детям окунуться в мир детства прошлых поколений, гармонично совместить музыкальный, устный, игровой фольклор и прикладное детское творчество.
И, может быть, пока наши дети гадают на ромашке, просят улитку «высунуть рога», а божью коровку «улететь на небко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества.
Цель: активизировать организаторские и творческие способности музыкальных руководителей, способствующие повышению профессиональной компетенции.
Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство».
Руководители программы: Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,
О.В.Солнцева.
Данная программа разработана на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное детство» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, поскольку, ребёнок изначально толерантен. Поэтому компонентами содержания социального развития становятся толерантность, патриотизм, гражданственность и этнотолерантность, которые формируются целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения ребёнка в культуру.
Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников
Наиболее ценной для воспитания и обучения ребёнка становится духовная культура и особенно искусство. Произведение разных видов искусства близки эмоциональной природе ребёнка, его способности мыслить образами и выражать своё отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.
Наиболее доступными для дошкольников являются:
- Народная игровая культура. Народные игры разных видов: подвижные игры и состязания, сюжетные, хоровые и словесные, народная игрушка, народный праздник, народный театр. Традиционно народная игровая культура рассматривается как средство вхождения ребёнка в пространство родной культуры, что способствует ознакомлению детей к истории развития человечества, воспитанию толерантного отношения к разным народам, их поликультурному развитию.
- Устное народное творчество. Фольклорные тексты естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную). Произведения устного народного творчества содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали и пр. Их освоение помогает понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей.
- Декоративно- прикладное искусство. Знакомство со спецификой народных декоративных промыслов разных культур позволяет увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от внешних особенностей жизни этноса (среды обитания). Возможность наблюдать, участвовать в создании предметов народных традиций делает этот процесс увлекательным и полезным для ребёнка.
- Поликультурное пространство музея. Современные технологии делают доступным процесс приобщения детей к разным культурам в условиях музея. Возможно использование элементов музейной педагогики в ДОУ за счёт организации и деятельности детского мини-музея.
Освоение задач воспитания этнотолерантности у дошкольников осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности:
- Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видео, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок.
- Знакомство с устным народным творчеством, народными игрушками, народным музыкальным и изобразительным искусством, народными праздниками.
- Обсуждение реальных специально созданных ситуаций.
- Метод проектов. (Собирание коллекций, альбом «Мы разные», создание мини-музея)
- Праздники (народные и обрядовые), театрализованные музыкальные развлечения, семейные вечера.
Итоги освоения содержания программы.
- Ребёнок проявляет интерес к национальному разнообразию людей своей страны, мира, стремится к знакомству с их культурой.
- Ребёнок относит себя к определённому этносу, имеет представление об особенностях этого этноса.
- Знает название нескольких этносов России, стран мира, называет особенности внешнего вида, произведения народного творчества, народных игр, игрушек.
- Положительно высказывается о представителях разных народов, толерантно относится к детям других национальностей.
С удовольствием рассказывает о своих друзьях.
- Знает способы налаживания общения и использует их при решении проблемно- игровых и реальных ситуаций взаимодействия.
- С удовольствием участвует в разных видах деятельности на материале народной культуры (праздники, театральные постановки, проекты, оформление выставок).
« …самым высоким видом искусства, самым талантливым, гениальным является народное искусство, то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия… в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».
М.И. Калинин.
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
В настоящее время, в эпоху стремительно изменяющегося мира, в период, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает «инородная» культура, стираются понятия «добра и зла», и происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости, соучастия.
Как вместить все эти понятия в маленького человека с несформировавшейся психикой, как донести до него что такое «нравственность», «духовность», «патриотизм».
Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.
Значит, одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении, в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт своего народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, ребенок, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, и происходи наилучшее проникновение в его сознание.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего
прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Задачами духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Как мы видим, приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие всех педагогов ДОУ: воспитателя, музыкального руководителя, других педагогов, родителей, а так же зависит от их уровня профессионального мастерства и творчества.
Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актёрским мастерством, выразительностью речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью, а так же:
- доброжелательно относился к инициативе ребёнка
- одобрял его инициативу
- предоставлял возможность к самостоятельным действиям
- создавал условия для этих действий
Именно в детстве зарождается любовь к Родине. Она начинается в семье и выражается отношением к самым близким людям. Любовь к окружающим людям, родным местам, Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, что вызывает в его душе отклик. От этого зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому так важно формировать чувство сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины.
Огромную роль в приобщении к истокам русской народной культуры играет знакомство с поэтическим, музыкальным, народным творчеством, с декоративно-прикладным искусством.
Интерес к фольклору – это интерес к своей истории, к жизни народа в разные времена. Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности.
«Фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость».
Жанры детского фольклора.
Русские загадки – это выдумка, остроумие и меткая разговорная речь, умственная гимнастика, соревнование на смекалку. Они помогают развивать наблюдательность, любознательность, познавать богатство русского языка.
Пословицы и поговорки – это народная мудрость. Они кратки, выразительны, приобщают к светлым мыслям, тонким чувствам, учат ценить честность, справедливость, трудолюбие, взаимопомощь, смелость и дружбу.
Малые формы детского фольклора – ( потешки, считалки, прибаутки, дразнилки), сказки, песни, народные игры, хороводы дают возможность соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. Они удовлетворяют детскую потребность в радости, развивают воображение детей.
Припевки, колядки, скороговорки, заклички – содержат в себе элементы игры. Все они развивают дыхательный аппарат, дикцию, темп речи, помогают окрепнуть детскому голосу, обогащают речь.
Игровые и плясовые песни – яркие, напевные, поэтические, имеют элементы игры, сопровождаются действием. Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Она обогащает музыкальными образами, формирует художественный вкус ребёнка, пополняет речь ребёнка типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Их можно петь в разных тональностях, цепочкой, диалогом, прохлопывать ритмический рисунок, исполнять в сопровождении русских народных инструментов.
Русские народные игры – содержат в себе короткие песенки или песенные диалоги. («Я на камушке сижу», «Бабушка Маланья», «Пахари и жнецы», и т. д.). Иры с пением имеют важное значение в музыкальном воспитании детей: развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением. Игры с пением могут проводиться без музыкального сопровождения, вне музыкального занятия под руководством воспитателя.
Словесные игры – требуют сообразительности, внимания, настойчивости. ( «Да-нет», «Фанты», «Молчанка»), учат соблюдать правила, развивают воображение, умение находить правильное решение.
Подвижные игры – отражают национальные черты, бытовой уклад, мировоззрение народа, рассказывают о его истории. («Гуси-гуси», «Прятки», «Жмурки», «Гори ясно», «Два Мороза», «Колечко», «Краски»).
Народные игры сочетают в себе отдых и компенсацию недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Именно игровая форма способствует освоению детьми фольклорного языка.
Русский хоровод – это жанр, в котором поэтическое и музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действия. В них воспевается природа: широкие луга, травушка-муравушка, кудрявая берёзонька, цветущая калина. Игры- хороводы помогают представить себя сильным, метким, ловким, развивают сообразительность и смекалку, дают почувствовать себя певцами и танцорами, трудолюбивыми молодцами и красными девицами. («Во поле берёза стояла», «Травушка-муравушка», «Вейся капустка», «Калина»)
Народные игры-хороводы образны. Они развивают у ребёнка ловкость, осторожность, создают определённый эмоциональный настрой. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыке. («Плетень», «Каравай», «Патока с имбирём»)
Русский народный танец – это непросто набор жестов, движений и поз – это рассказ в музыке и движениях, то есть танец имеет сою сюжетную линию. Каждая поза, жест, взгляд имеют смысл и передают определённые отношения танцующих, которые и раскрывают сюжет танца.
Сказка – древний вид словесного творчества народа. Проходят века, а народная сказка продолжает жить. Она источник радости, мудрости, а так же увлекательное произведение позволяющее разобраться во взаимоотношениях героев и понять мотивы поступков.
Сказка – это ориентир отношений к человеческим ценностям, добродетелям, пониманию добра и зла, честности и обмана, правды и лжи, простодушия и обмана, трудолюбия и лени, любви и ненависти. Сказка знакомит детей с традициями, обычаями народа, национальными праздниками, одеждой, предметами быта и т. д. В сказках отражена историческая жизнь народа, его характер, язык. В них утверждаются высокие нравственные принципы – уважение к человеку, трудолюбие, любовь к родной земле, скромность, честность, гостеприимство, доброта.
Виды сказок:
- Сказки о животных возникли, когда люди жили охотой, отражают верование народа, имеют магический характер. Под животными подразумеваются люди.
- Волшебные сказки отражают мечты людей о лучшей жизни (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка). Волшебные сказки – это борьба добра и зла, преодоление препятствий, победа добра над злом.
- В бытовых сказках события происходят в реальном мире. В них высмеивается жадность, скупость, глупость, лень, капризы. Они воспевают сообразительность, ловкость, скромность.
Декоративно- прикладное искусство – с ним знакомятся дети на занятиях, на которых получают первые представления о художественной культуре своего народа (костюм, посуда, игрушки, роспись и т.д.)
В основе планирования по знакомству дошкольников с народным творчеством - народный и православный календарь – живое отражение всей жизни русского народа. Народный календарь складывался веками и включил в себя наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило её.
Успех проведения народного праздника в детском саду зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Поэтому важно разъяснить ребёнку как возник и в чём смысл и идея проводимого праздника, необходимо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свою любовь, подобрать слова, которые тронули бы каждого ребёнка.
Заключение.
Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря русским народным традициям, в доступной форме, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовно-нравственных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от тог, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.И. Сухомлинский.