Что делать, если Вы собрались в детский сад
Если ваше решение отвести ребенка в детский сад находится в стадии обсуждения, имейте в виду, что детский сад не является той обязательной ступенью в развитии ребенка, через которую должен пройти каждый. Скорее это вынужденная необходимость, продиктованная обстоятельствами. Самостоятельность и умение общаться со сверстниками не хуже развиваются и при домашнем воспитании (если родители серьезно и вдумчиво относятся к этим вопросам), а уж об общей эрудиции, интеллектуальном развитии, психологическом комфорте и говорить не приходится.
Но если вы на семейном совете решили, что малыш осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию. То, о чем пойдет речь далее, важно для всех родителей, но для вас - особенно, потому что вы ограничены временем.
1. Если решение уже принято,
перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу
на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит
ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его
жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной
необходимости.
2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он
должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за
час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в
детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто
лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: в слова с самим
собой, вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету,
рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень
полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся
смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.
Вашего ребенка
сложно накормить? Приходилось сталкиваться с отсутствием аппетита,
избирательностью в еде, медлительностью? Максимально приблизьте меню
вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество" между едой.
Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через
некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий
тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у
малыша приступ тошноты - это серьезный повод задуматься о возможности
посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным
аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть
мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают
причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.
Довольно
часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их
приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо
знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя
хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом
дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся
"традицию" расставания. "Почетной обязанностью" малыша может стать
помощь маме при сборах на работу ("А ну-ка неси мою "рабочую" сумку" или
"Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?"), а также
такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна.
3. Однако
встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят
за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них
ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не
ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к
психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием
поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка
собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении
элементы манипулирования взрослыми - все эти причины в той или иной
степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего, в такой
ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
4. На
практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая
такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться.
Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с
друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а
ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен
успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда
пора есть или ложиться спать.
5. При встрече подробно расспросите
малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы
успели сделать, потому что он помог вам.
6. Последите, как ребенок
играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом
возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем
этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.)
Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать,
помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать
детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно
реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.
Ещё хотим
сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем
приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с
друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время
будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может
что-нибудь случиться.