Практические упражнения для детей дошкольного возраста в повседневной жизни!
Практические упражнения для детей дошкольного возраста в повседневной жизни
Все родители мечтают о том, чтобы их малыш вырос умным, любознательным, чтобы он легко и с удовольствием учился. От этих качеств и способностей зависит его будущее. Мы хотим видеть своего ребенка счастливым и успешным. Что же нам нужно сделать, чтобы помочь нашему самому любимому и талантливому ребенку?
В дошкольном периоде ребенок максимально развивает заложенные в нем способности, чтобы получить новую информацию и освоить новые навыки. На этот возраст приходятся периоды активного развития речи, чувственного (сенсорного) развития, малыш познает мир при помощи движений. Именно в это время происходит формирование представлений о порядке и аккуратности, о нормах поведения в обществе.
Первая система раннего развития была разработана Марией Монтессори. Мария Монтессори родилась в Италии 1870 году. Основным предметом, которым она увлекалась, был естествознание. Это и определило последующий выбор Монтессори – медицина. В своей стране она стала первой женщиной – врачом. Чтобы помочь своим маленьким пациентам адаптироваться, она создала специальную школу для детей с отклонениями в развитии. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь, благодаря тренировке мелкой моторики пальцев и благодаря которым её ученики могли изучать окружающий мир с помощью собственного сенсорного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что дети, с особенностями в развитии, научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.
Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип Монтессори-педагогики - подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Как это сделать? Монтессори отвечает на этот вопрос однозначно: создайте вокруг ребенка такую развивающую среду, чтобы, попадая в неё, он мог начать учится самостоятельно. Девиз метода: «Помоги мне сделать это самому».
Упражнения практической жизни
Цель «упражнений практической жизни» – способствовать развитию навыков и умений, необходимых ребенку в жизни!
Различные виды упражнений практической жизни, предлагаемые детям, зависят от особенностей культуры страны, а так же от местных особенностей. Упражнения практической жизни можно разделить на два вида:
- упражнения, связанные с навыками самообслуживания: умение одеваться и раздеваться, причесываться, чистить зубы, личная гигиена;
- упражнения, направленные на заботу об окружающей среде: подметание пола, вытирание пыли, мытье стульев и столов, стирка и глажка, полив комнатных растений, накрывание на стол, мытье посуды, уборка в шкафах, уборка постели после сна, приготовление «простой» пищи (бутерброды, чай и т.д.).
Список этих занятий многообразен и зависит от индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
Для формирования точности движений важно создать условия и подготовленную среду, развивающую моторные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности.
Цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом:
- направляют стремление детей действовать в разумном русле;
- координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;
- способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности;
- развивают чувство ответственности перед окружающими, формируют внутренний духовный строй, учат специфике поведения в обществе.
Пусть ваш ребенок участвует в домашних делах: приготовление пищи, уборки квартиры, садоводство. Дайте ему посильное задание и необходимые материалы.
А самое главное – не бойтесь давать ребенку возможность исследовать, экспериментировать, ведь только таким образом можно познать неизведанное и получить ответы на интересующие его вопросы.